Суббота, 27 Апреля 2024, 17:48
Приветствую Вас, Гость

Условия работы по ФГОС ОВЗ

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ФГОС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Конституция РФ, Статья 43
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  3. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 06.09.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 г. Москва "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов"
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02"

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Приказ Министерства Образования и Науки Оренбургской области от 13.04.2012 № 01/20-621 "Об утверждении региональных экспериментальных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  2. Приказ Министерства Образования и Науки Оренбургской области от 21.05.2012 № 01/20-792 "Об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Оренбургской области"
  3. Критерии готовности общеобразовательных организаций к введению ФГОС ООО
  4. Рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области
  5. Учебно-методическое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных организациях Оренбургской области
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  1. Приказ Администрации МО Беляевский район Оренбургской области Отдел образования, опеки и попечительства от 13.09.2010 "О создании рабочей группы по подготовке к внедрению ФГОС в общеобразовательных организациях района"
  2. Об организации образовательного процесса в 1 классах общеобразовательных учреждений Беляевского района
  3. Примерная форма договора «О предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями»

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
       2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
       1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 
       2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
       3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Дошкольного образования
Начального общего образования
Начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
Основного общего образования
Среднего  общего образования

Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи МОиН РФ подготовлены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ и ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Со 2 января 2016 года вступило в действие постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 об утверждении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ"
Проект "Концепция ФГОС ОВЗ"
Приказ министерства образования Оренбургской области от 30.04.15 № 01-21/956 О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приложение 1 - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приложение 2 - Состав областной рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в образовательные организации Оренбургской области

Федеральные государственные требования

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», согласно которому Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (пункт 6.2 статьи 9 Закона). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
    Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
    Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
     Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны стать следующие:

  • обеспечения права на качественное дошкольное образование.

     Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

     В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, использование образовательных программ по принципу «лоскутного одеяла» и т.п.), преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

  • повышения качества дошкольного образования.

     Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

  • критериально-оценочная.

     Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – содержательная основа процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

     Определение государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования обеспечит согласование целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования для реализации единой линии развития ребенка от 3 до 11 лет.

  • оптимизации образовательных ресурсов.

    Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов), условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

 

Особенности ФГОС НОО

  • Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС

  • Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании

  • Изменилась структура (совокупность требований)

  • Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.

  • Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные)

  • ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный метод)

 

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.
ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.